Живописные лавовые нагромождения, холодная невозмутимость северных морей, суровый лаконизм природы, лишь слегка дополненный рукотворными проявлениями деятельности немногочисленных поселенцев. По свидетельству местных хроник, именно сюда, на север Исландии, к озеру Мюватн приезжали тренироваться американские астронавты перед высадкой на Луну в 1969 году, сочтя, видимо, местный пейзаж наиболее соответствующим лунному.
На север, на восток, на запад
Обуяла жажда уединения, появилось непреодолимое желание отключиться от напряженного графика рутинной повседневности? Тогда прямой путь сюда. Здесь обстановка во всех отношениях способствует полной смене настроения, меняется даже восприятие времени. Оно течет так неспешно, так невозмутимо. Будоражащие страсти, обременяющие заботы остаются где-то очень далеко, и жизнь переходит в некое иное измерение, с которым не совместим привычный для большинства европейцев временной ритм.
Прочь, прочь, подальше от столичной суеты большого Рейкьявика с огромным по исландским меркам населением аж в 200 тысяч человек – две трети всех жителей страны! Совсем рядом начинаются такие края, где три-четыре дома – уже поселок, несколько улиц – можно сказать, город. Жизненное пространство ограничивается, преимущественно, морским побережьем да долинами рек – ведь вряд ли получится при всем желании, как ни пытайся, устроиться на поверхности самого большого в Европе ледника Ватнаёкуль или на склоне действующих вулканов, к числу которых относятся и знаменитая Гекла, и скандально прославленный в пассажирской авиации Эйяфьятлайокудль.
Зато дороги, и дороги хорошие, опоясывают всю Исландию. Её вполне можно объехать вдоль моря при наличии свободного времени и стремления увидеть то, что не укладывается в представление об обычных достопримечательностях. Проще всего отправиться на север острова, наиболее освоенный после столичного региона.
До второго по величине города Исландии – Акурейри – от Рейкьявика меньше часа лёта или пять-шесть часов на автомобиле. Со своими 18 тысячами жителей он считается главным в северной части страны. К западу от него располагаются места, которые условно можно назвать историческими, т.е. связанными с древней историей страны, временами викингов и всего того, что последовало за ними. А восточнее – скопище природных редкостей: причудливо застывшие поля лавы, потухшие вулканы, озерные псевдократеры и непременные для Исландии горячие источники. Здесь же, в ста километрах южнее Полярного круга, располагается по северному живописное озеро Мюватн.
Не по сезону
Взятый напрокат автомобиль – по исландскому рейтингу практицизма и престижности предпочтительнее внедорожник любой модификации – самая лучшая возможность освоить окрестности Акурейри во всех направлениях.
Исландская провинция выглядит гораздо менее приглаженной, чем избалованная столица. Те или иные картины провинциальной небрежности неизбежно бросаются в глаза. Здесь всё просто, и одновременно сурово – в том числе, и манеры местных жителей. Разумеется, они гостеприимны, доброжелательны, но… без излишних расшаркиваний. Музей вроде бы должен работать по графику, однако его смотрителю недосуг, он куда-то по делам поехал. А вокруг на протяжении многих километров никого не сыщешь.
Проспекты обещают, что все говорят по-английски. На деле же – почти все и почти по-английски. Учитывая, сколь малая толика населения земного шара владеет не слишком популярным исландским языком, даже удивительно встретить людей, которые в своей жизни им вполне обходились.
По установившейся традиции основной туристический сезон – летний, с мая по сентябрь. Это означает, что в летние месяцы смотрители музеев отлучаются реже, чем в остальные, а некоторые широко разрекламированные достопримечательности просто закрываются на зиму.
Кстати, особого смысла в привязке к конкретному сезону практически нет, если не учитывать туристические привычки. Перепад температур в Исландии не столь уж велик. Летом, конечно, чуть потеплее будет, но не за загаром же приезжать в столь высокоширотные края. А остальное – не всё ли равно когда сидеть в сероводородном бассейне под открытым небом: нежась в лучах скупого северного летнего солнца или ощущая головой прохладу падающих зимних снежинок. После сотни километров мимо сопок, потухших вулканов, дымных гейзеров, ухоженных пастбищ, лавовых заповедников, буйных водопадов вдруг, почти среди ничего, появляется в клубах пара водоем с отстроенными местами купания под открытым небом. И с холоду, в окружении снегов, так заманчиво окунуться в горячую воду, поступающую с глубины более двух километров.
Кипяток с подземного очага
Такой очень симпатичный бассейн оборудован неподалеку от упомянутого озера Мюватн – Nature Bath. Его открыли на месте прежних саун для местного населения, точнее — совместив с ними. Источник воды – природный, с серным запашком. Говорят, это полезно для здоровья, но до врачебных рекомендаций, массажей или дорогостоящих спа-процедур в этих краях пока ещё не дожили, не столица всё-таки. Однако и без них забравшиеся в эти края туристы, как правило, не способны преодолеть искушение искупаться в горячем природном источнике при любой погоде. На тех участках, где вода особенно горяча, установленные среди камней вывески предупреждают о её температуре, местами достигающей 100 градусов.
Всяческих булькающих, дымящихся, брызжущих водой мест достаточно и за пределами оборудованного бассейна, но относиться к ним рекомендуется с осторожностью. Грозные объявления информируют, что под поверхностью какого-нибудь небольшого озерца бьют очень горячие ключи, и купаться строго запрещено. Да что там вода, даже просто сходить с обозначенных пешеходных тропинок вне асфальтированных дорог категорически не следует не только потому, что нарушится местная экология, но и из-за угрозы сломать ногу в неровностях поверхности застывшей лавы.
Для прогулок предназначены специальные национальные парки, где природные особенности северной Исландии проявляются особенно ярко. Около Мюватна таким местом назван заповедник Диммуборгир. Рядом – потухший вулкан Хверфьялль, забраться на который тоже ещё то физическое упражнение.
Зато с его вершины какими далекими, почти нереальными выглядят политические саммиты, предвыборные страсти, биржевые котировки, экономические неурядицы и долговые кризисы, которые, кстати, не миновали и саму Исландию.
Парадоксальность этой страны в каком-то удивительном сочетании дикой природы и налаженной инфраструктуры для нормально жизни: дороги, гостиницы, бензозаправки, магазины. Здесь оказываешься одновременно отдаленным от всего обыденного, и в то же время не лишаешься привычного комфорта. А после того, как Исландия перестала быть одной из самых дорогих стран мира, предложение погрузиться в непередаваемо красочный северный край вполне по средствам гораздо большему, чем раньше, количеству путешественников.
Ххххххххххххххххххххххххх
DSCN5682 – Водные вкрапления – не редкость в лавовых долинах около озера Мюватн.
DSCN5691 – Температурные контрасты бассейна Nature Bath.
DSCN5595 – Какими бы удобными не выглядели дороги северной Исландии, передвигаться рекомендуется на внедорожнике.
DSCN6085 – На улицах города Акурейри.
DSCN6201 – Городская церковь на фоне заката – краски Севера.
Lava1 – Пейзажи национального парка Диммуборгир.
Фотографии: Любовь и Николай Мейнерт/UspehMedia