Хорошие дороги, аккуратные деревеньки с ухоженными домами, активное строительство и явные признаки возрастающего благополучия – такое ли ожидаешь увидеть в Румынии? И не в столичном Бухаресте, а где-нибудь на периферии с названиями мест, которые звучат словно карпатские заклинания: Горж, Тыргу Жиу, Соходолулуй…
Когда не мешает политика…
Сначала попробуем разобраться с географией. В юго-западной части Румынии располагается провинция Олтения, а в ней уезд (по-румынски — жудец) Горж со столицей Тыргу Жиу, которая часто в сокращении пишется просто как Tg-jiu. Местность здесь из равнинной переходит в гористую: отроги Карпат — очень живописные, что характерно для таких гор. За века, со времен Древнего Рима, накопилось несколько слоев исторических напластований, а обилие монастырей напоминает о древних традициях местной модификации православия.
Репутация у Румынии в современной Европе очень неоднозначная. Бедная пост-социалистическая страна, в которой цыганский дух и криминальные опасности долгое время отпугивали иностранцев, неожиданно быстро вошла в Европейский Союз, хотя и с некоторыми предосторожностями со стороны Брюсселя. Тем не менее, остается впечатление, что румыны смогли извлечь для себя максимум выгоды – во всяком случае, беглый взгляд приезжего улавливает явные перемены к лучшему. Особенно, если «приезжего» гостеприимно встречают, водят по достопримечательным местам – иными словами, всячески стараются показать страну с лучшей стороны. По сравнению с соседней Венгрией, в которой прежний образ самого «веселого барака социалистического лагеря» сейчас быстро блекнет под напором экономических неурядиц и проповедуемого национализма, Румыния умудряется доказать, что она-то уж способна двигаться в правильном направлении – от худшего к лучшему. Мощная ставка, сделанная на туризм – один из составляющих элементов в этом движении.
Если оставить в стороне политические распри, охватившие сейчас высшие эшелоны румынской власти – в первую очередь, интригующе развивающийся конфликт между президентом и премьер-министром в этом своеобразном полупрезидентском государстве, то в целом итоги последних лет выглядят многообещающе. Хотя, конечно, процесс реформ мог бы проходить поэффектнее, коррупция — менее масштабной, а достижения, в том числе и в Евросоюзе — более осязаемыми. Впрочем, как известно, без такой критики не обходится ни одно государство, имеющее мало-мальски вразумительную политическую оппозицию… Вот и конфликтуют правящие круги в Бухаресте, перекладывая вину и ответственность друг на друга.
А успехи? В чем же всё-таки они проявляются? Румынские власти на всех уровнях стараются доказать, что им есть что показать и чем похвалиться. За последние годы мы проехали по нескольким регионам страны – от дельты Дуная на востоке до трансильванских замков на западе. А сейчас заглянули на юг Румынии, менее экзотичный и богатый памятниками, чем север страны, но тоже вполне заслуживающий внимания.
Что именно?
Во-первых, старые монастыри, разбросанные по округе в огромном количестве. Пережив эпоху воинственного атеизма времен правления коммунистического диктатора Чаушеску и его семьи, многие культовые в прошлом места сейчас переживают второе рождение и даже своего рода расцвет. В окрестностях Тыргу Жиу самые известные три: монастырь Половрадж, существующий с XVI века, ещё более древний монастырь Тисмана и монастырь Лайнич, разрушавшийся раз в столетие по разным причинам то австрийцами, то турками, то немцами… Восстанавливаемые храмы сохраняют печать пережитого, а обилие фресок, настенных росписей, икон способно удовлетворить любого самого ненасытного исследователя православного церковного искусства.
Ещё одним поводом для освоения Горжа становятся горные курорты. Румыны надеются привлечь всеобщее внимание к своим новым лыжным трассам в зимний период и любительскому альпинизму в остальные времена года. Да и просто прогулка по местным горам тоже иногда становится настоящим приключением. Например, по ущелью Соходолулуй, которое, кстати, не вошло в список природных заповедных зон ЮНЕСКО только потому, что вдоль русла протекающей здесь реки в трудные прошлые годы местные власти проложили трубопровод для каких-то своих коммуникационных целей. Тогда о туристических последствиях явно не задумывались, а перестраивать что-либо сейчас пока ещё весьма накладно.
Наконец, Олтения до нынешних времен славится своими гончарами. В небольшом городке Хорезу, который ещё называют столицей румынского гончарного искусства, даже имеется специальный, на свой лад уникальный музей керамики. Но и не доходя до музея, легко понять, что находишься в настоящем горшечном мире, где каждая сувенирная торговая лавка сама по себе — уже готовый музейный экспонат.
Нет никаких сомнений, что взгляд туриста, экономиста или политического обозревателя по-разному проникнет в нюансы жизни румынской провинции. Но в первом приближении каждый из наблюдателей, вполне возможно, усмотрит в стране основания для осторожного оптимизма, а не вдающийся в детали путешественник так и вовсе увезет с собой воспоминания о Румынии, открывшейся в совершенно новой перспективе.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххх
0021 – …А по маленьким кувшинчикам-рюмочкам разливают палинку…
0136 – «Горшочек» с двухэтажный дом – сувенирная лавка в Хорезу.
0171 – Добро пожаловать в жудец Горж.
0201 – За воротами – дорога к храму монастыря Половрадж.
0207 – Урожай яблок в монастырском саду собирают монахини.
0327 – Вдоль улицы уездного города Тыргу Жиу.
0341 – Православная живопись и архитектура монастыря Лайнич.
0375 – Церкви в Румынии отнюдь не туристическая достопримечательность – в них много прихожан, в том числе и молодых.
0597 – На сувенирном лотке города гончарных мастеров.