Географически Нижняя Австрия располагается вовсе не внизу на карте, как можно было бы предположить, исходя из названия, а совсем наоборот – на северо-востоке страны. «Нижней» она является по признаку «Австрия ниже реки Энс и далее». В дополнение к множеству признанных всеавстрийских достопримечательностей местные земли считаются наиболее благодатными для выращивания винограда и, соответственно, производства вина.

О послужном списке виноделов в Австрии мы уже как-то вели речь в одном из выпусков «деловых ведомостей» года полтора назад, в сентябре 2012-го. Упоминались тогда и выдающиеся достижения, и досадные промахи. По мере перехода от общего к частному внимание смещается от процессов глобальных к делам повседневным — на примере одной отдельно взятой австрийской семейной винной торговой марки. В данном случае – Rabl.

За последние несколько лет нам на ферме Раблов довелось побывать пару раз. Впервые – в 2007 году. Можно много говорить об особенностях вкусовых качеств изысканных и широко признанных рабловских вин, напоминать о роли местной почвы и правилах возведения на каменных склонах террас для виноградников. Однако всё это легко найти в нашем обременённом самыми разными сведениями информационном пространстве. Поэтому несколько слов о другом – той самоотверженности, с которой работают виноделы. На виноградниках одновременно трудятся несколько поколений семьи, а они, в свою очередь, продолжают дело, начатое ещё их родителями. Такие винодельческие династии в некоторых местечках винодельческих регионов Европы сохраняются столетиями. В частности, например, используемые ныне семейством Рабл сводчатые подвалы ведут свою историю со времен трехвековой давности, с перестройками и дополнениями, разумеется. В хронике семейных достижений — различные новаторские идеи, равно как и многочисленные премии на разных уважаемых выставках. Всё это тщательно заносится в анналы семейной истории и используется для продвижения своего товара. Если в 1946 году дедушка нынешнего Рабла отличился тем, что одним из первых стал разливать вино в бутылки ёмкостью 0,7 литра и удачно заложил виноградники для Riesling Schenkenbichl и Grüner Veltliner Käferberg, то сейчас в ход идут новые технологически продуманные картонные упаковки для розничной продажи вина.

Вообще сочетание новаторства и традиции в виноделье — тема интригующая. Однозначно ли соответствует качество вина, хранящегося в бочках, тому вину, что произведено в металлических агрегатах, повсеместно заменивших или, по меньшей мере, основательно потеснивших прежнюю бочкотару? Полностью ли сохраняются вкусовые качества при разливе не по бутылкам, а по специальным картонным винным коробам, которые сейчас всё чаще и чаще встречаются в наших магазинах? В опытном семействе Раблов нас заверили, что вино в коробке ничем не уступает вину в бутылке. Согласимся? Или обратимся за консультациями к компетентному сомелье, чтобы дополнил наши собственные вкусовые ощущения?

Кстати, о сомелье. Ирина Рабл, войдя в австрийскую винодельческую семью, кажется, изучила о винах всё, что можно. И готова пройти любые тесты на звание самого высокого профессионала, но… только в тех случаях, когда дела касается вина. А для полного завершения образования необходимо также разбираться, хотя бы в общих чертах, в виски и прочих крепких напитках. Пока как-то не совмещается. Зато о выпускаемых семьей винах она, вероятно, могла бы целые книги написать. Нам как-то довелось попасть к ней на одну из регулярных рабловских дегустаций, проходившую, между прочим, на русском языке – впечатлений набралось более, чем достаточно. Да и попробовать там есть что.

Особо виноделы Нижней Австрии выделяют Grüner Veltliner. Вино под этим названием считается одним из самых примечательных в стране как на внутреннем рынке, так и в числе отправляемого на экспорт. Трудности произношения сложного словосочетания для непосвященных в винные тонкости иностранцев решаются при помощи простого маркетингового хода – сокращением до Гру-Ви. В английском языке оно созвучно слову groovy, что можно перевести как «превосходный» или в сленговом значении «заводной». Виноград Grüner Veltliner выращивают также в Чехии и Словении, но большей частью для местного потребления. Но именно такая марка вина стала для Австрии знаковой в завоевании мировых винных рынков в наше время. На винодельне Раблов оно тоже одно из основных.

Для взыскательных ценителей правильного вкуса Grüner Veltliner специалисты рекомендуют сочетать это вино с венским шницелем, приправленным фаршированными помидорами, если речь идет о Европе. В азиатской кухне в качестве основного блюда к нему подразумевается цыпленок на вертеле, а в Австралии — тартар из тунца. Многое зависит от особенностей самого вина и конкретной его разновидности. Очень большим почетом пользуется поздняя по сезону версия сладкого и очень дорого Айсвайн (Eiswein) из замороженного до максимальной сахаристости (но ни в коем случае не перемороженного) винограда. Его тоже можно найти в каталоге Рабл. Как утверждают, Айсвайн из Grüner Veltliner получается особенно хорошо, учитывая чрезвычайную сложность производства такого вина. В значительной степени мы такую точку зрения разделяем.