Иордания. В старинном городе в скалах – Петре — раскаленное солнце не грело, а обжигало. Настоящее пекло! И по этому пеклу вяло бродили толпы перегревшихся туристов, пытаясь отыскать кусочек тени под каким-нибудь карнизом полуразвалившегося здания.
Посещение Петры стало частью туристического ритуала в Иордании. Уникальный музей протяженностью в несколько километров — огромные каменные глыбы, хранящие в себе образцы архитектурных ухищрений далеких предков. Наскальная живопись или скульптуры, высеченные прямо в горной породе – своеобразное наследие прошлых цивилизаций: Петра когда-то была столицей Идумеи, а позже – столицей Набатейского царства. Здесь давно никто не живет, но оставшиеся руины берегут как память о былых временах, бережно реставрируют, проводят археологические раскопки. Многие экспонаты перемещают в музеи. Однако попробуйте перенести в музей целый город, хоть и полуразрушенный, но сохранивший до наших дней свои улицы и площади, храмовые помещения и жилища его обитателей. И тогда весь город объявляется музеем. Петра и есть такой город-музей, расположенный в узком каньоне Сик на территории современной Иордании. В 2007 году Петра названа одним из новых семи чудес света.
Построить дворцы и небольшие жилые помещения, вырубая их прямо в скалах, провести водопровод, возвести ритуальные сооружения и вымостить большие площади – великий труд! В этом необычном городе когда-то кипела обычная жизнь; жили по заведенному распорядку согласно чинам и доходам. Только вот зачем нужно было так необычно располагать город в горе? – Для защиты населения или в связи с особым климатическим оазисом в горных ущельях?
Оазис в правильном месте
Горы, послужившие строительным материалом каменного города, состоят из песчаника, легко поддающегося обработке. Но, с другой стороны, этот камень так же легко разрушается под воздействием природных стихий: ветров, дождя, солнца. Потому, видимо, проще было вырубить себе жилища прямо в скале, чем добывать непрочные каменные глыбы и строить из них громоздкие сооружения. Такой вот практицизм в градостроении.
С вершины в ущелье протекает небольшая речушка, выведенная в водопроводные трубы. В давние времена в специально возведенные водохранилища собирали дождевую воду и воду с гор. Высокие природные стены защищают от ветров. Если судить по степени разрушений внешних стен зданий, то можно определить, в каком направлении ветра дуют чаще. Зима в этих краях мало отличается от лета. Микроклимат горного каньона создавал благоприятное жизненное пространство, а высокие скалы прикрывали от воздействия пустыни. Облагородив природный ландшафт, первые поселенцы заложили здесь вечный рай.
От идумеев до бедуинов
Так почему же люди ушли из богатого и помпезного города? Что заставило покинуть защищенный райский уголок? – Не войны и эпидемии, не природные катастрофы, а всего лишь обычный экономический расчет!
Сейчас на всей обжитой предками площади под беспощадным солнцем пустыни ничего не растет кроме нескольких кустов с сиреневыми и розовыми цветами. В древние времена здесь был цветущий оазис, располагающий к комфорту и роскоши. Торговые пути проходили прямо через Петру. Богатые купцы, проводившие через пустыню караваны с пряностями, останавливались на отдых в прохладе и неге горного ущелья, деньги лились рекой. Сотни лет жизнь на перекрестке торговых путей приносила большое богатство. Менялись хозяева города: идумеи, набатеи, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы. И все строили что-то свое. Поэтому нет единого, цельного образа каменного города. С открытием морских торговых путей Петра потеряла свое значение, обеднела, опустела и постепенно затерялась в песках пустыни, став приютом для местных бедуинов.
Городской интерьер – исторический базар.
В большом городе всего лишь одна центральная улица, проложенная в римские времена по дну ущелья с востока на запад. Как был налажен быт, откуда получали продукты питания, чем кормили животных в этих каменных джунглях – можно только предполагать. Но о чем еще можно сейчас порассуждать, так это о местной архитектуре.
На фронтонах храмов и дворцов видны скульптуры и следы сложной резьбы. Навесы поддерживают стройные, построенные на века колонны, создающие воздушную легкость тяжеловесным сооружениям. Часть помещений завалено вековым мусором, многие каменные украшения почти стерлись, развалились под влиянием стихий, камни на мостовых стали гладкими под ногами десятков тысяч пешеходов и лошадей, под колесами повозок. Высокая, почти целая лестница ведет к остаткам местного храма с большими круглыми колоннами. Несмотря на все бушующие вокруг природные и исторические стихии, неплохо выглядит римский амфитеатр.
Внутренние стены скальных домов были оштукатурены и разрисованы такими устойчивыми красками, что некоторые рисунки и часть орнамента сохранились до наших дней. Восточной роскошью веет и от планировки дворцов, и от каменных элементов архитектуры, вырезанных весьма затейливо искусными мастерами.
На вершине утёса высится большое здание шириной около 50 м и высотой более 45 м — вырубленный в скале монастырь Эд-Дейр, на стенах которого вырезаны кресты. Храм когда-то служил христианской церковью. При раскопках под ним нашли усыпальницу одного из набатейских царей. Исторические напластования культур и эпох привлекают сюда ученых и археологов из самых разных регионов мира. Много еще загадок, кладов и открытий таится в городе-скале – городе, который по воле случая стал своего рода каталогом человеческой истории.
Вся эта каменная сказка напоминает простой житейский сюжет: «здесь был я!» Изощренный автограф, оставленный в пустыне далекими предками, еще долго будет радовать искателей старых цивилизаций, любителей мистики и исследователей летописи Петры в каменном переплете.
Деловые советы
Когда мы собирались посетить Петру, то в поисках отеля естественно обратились к интернету. И получили предложение: в городке Вади-Моуса отель рядом с входом в город-музей, стоимость номера – около 100 евро. Правда, благоразумно только зарезервировали номер, не оплатив его сразу. Довольно долгое путешествие по дорогам Иордании проходило весьма экзотично. Самостоятельно воспользоваться общественным транспортом иностранному туристу здесь непросто. Остаются только такси, что не всегда дешево. Но именно таксист посоветовал поселиться во вполне приличном и комфортабельном отеле, где номера стоили в 3-4 раза дешевле. Кстати, эти две гостиницы соединяются общей стеной.
Билеты в музей продаются тоже с маленькой хитростью. Если покупать однодневный билет, то он стоил дороже, чем трехдневный. И, кстати, учитывая жару и усталость, лучше осматривать Петру в течение двух или даже трех дней. А передвигаться по территории города-музея вы можете на любезно предлагаемых лошадях и осликах. Разумеется, не бесплатно.
Хххххххххххххххххххххххххх
DSCN3832 – Узкое, длинное ущелье Ас-Сиг приводит прямо к хорошо сохранившемуся древнему «казначейству» (мавзолею) Эль-Хазне.
DSCN3875 – А дальше когда-то шла улица с храмами и фонтанами…
DSCN3982 – У вписанного в скалу амфитеатра теперь совсем иные зрители.
DSCN3848 – Спасительное «такси» для утомленных солнцем туристов.