Что здесь такого особенного? И почему столь тщательно оберегается кусочек выступающего в море балтийского побережья в Литве неподалеку от Клайпеды и далее на территории российской Калининградской области?  Куршская коса, по определению ученых-географов, природоведов и природолюбов – это перемещающиеся песчаные дюны, самые высокие в Европе (их высота порой достигает 60 метров), и ландшафт, имеющий все основания претендовать на уникальность в нашей географической зоне как по своей структуре, так и по красоте.

Шаг влево, шаг вправо…

На одном из участков Куршской косы, поблизости от курорта Нида, в привычную сдержанную палитру экологически чистых звуков вторгается шумный гвалт – здесь место массового гнездовья огромного количества птиц. Облюбованный ими участок леса быстро превратился в мертвое переплетение сухих стволов и ветвей. Птицы не слишком считаются со статусом Куршской косы, признанной сокровищем ЮНЕСКО, покрывая все вокруг своими экскрементами. Вроде бы, нормальное природное явление, а в то же время попробуй разобраться – польза или вред от него для уязвимого ландшафта.

Так или иначе, а птицы прилетают сюда постоянно. Зато другого залетного гостя – туриста – необходимо старательно зазывать.

Чем иным промышлять жителям Куршской косы, как не туризмом? Разве что рыбу ловить? Экологическая хрупкость охраняемых заповедных территорий исключает  любую деятельность кроме той, что способствует сохранению окружающей среды. Потому для местного населения обслуживание приезжающих сюда гостей становится важнейшим делом. Для этого на косе созданы всё необходимые условия: хорошие дороги, маленькие домашние гостиницы и более привычные отели покрупнее, чистейшие песчаные пляжи. Проложены маршруты походов, открыты музеи, в умеренных пределах предлагаются различные развлечения.

Обычно чем больше приезжающих на отдых людей, тем должно быть выгоднее. Но с Куршской косой всё не так просто. Хотя куршские литовские курорты способны безболезненно принять и расселить зараз свыше 5 000 гостей, массовый наплыв туристов, особенно недисциплинированных, способен нанести заботливо оберегаемой легко ранимой природе непоправимый ущерб. Поэтому поток автомобилей тщательно регулируется, для пешеходных экскурсий предусмотрены специальные тропы, сходить с которых не рекомендуется. Песчаные дюны испещрены деревянными ячейками, сдерживающими передвижение песков. С российской стороны за въезд на Куршскую Косу даже взимают особую плату. Тем не менее, сюда всё равно приезжают сравнительно много и довольно часто. В пиковый период летом ежедневно только один регион Неринга, объединяющий большинство поселков в литовской части косы, посещают до 8 000 человек. Всех призывают проявлять деликатность, дабы не лишиться неповторимого уголка капризной природы.

Съезжаются сюда люди с разными целями: от желающих познакомиться с уникальным ландшафтом или понаблюдать за птицами (этим занимаются и любители, и профессионалы, и специалисты-фотографы) до праздных отдыхающих, которым требуется свежий воздух, пляж в хорошую погоду и прогулка на природе. Изысканный интеллектуал пополнит неисчерпаемый багаж знаний знакомством с домиком Томаса Манна в Ниде, где выдающийся немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе отдыхал летом на протяжении трех лет с 1930 по 1932.

Помимо всего прочего, славится Нида также музеем янтаря, он же — магазин. Но покупать в нем янтарь имеет смысл только при наличии горячего желание увезти с собой сувенир именно отсюда. Янтарный ассортимент явно рассчитан на запросы иностранных, и в первую очередь, немецких туристов. Почти то же самое, но существенно дешевле, как правило, можно приобрести в соседних российских или литовских городках.

По частям и в целом

Проехать всю Куршскую косу, длина которой – 98 километров, ныне непросто. И дорога хорошая имеется, и все необходимые условия: автозаправки, рестораны и бары, гостиницы, магазины. Но барьером служит сложная граница: 52 километра северной части принадлежит Литве, а оставшаяся южная часть – России. Зато преодоление пограничных сложностей приносит заслуженное вознаграждение. Позаботившись о визах, путешественник найдет немало занимательного по обе стороны границы – как на самой Куршской косе, так и в городах, которые её венчают. В России коса начинается поблизости от старых, ещё с позапрошлого века, курортов: Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, в минувшей немецкой жизни вошедших в историю под именами Кранц, Ной-Курен и Раушен. А в Литве её отделяет от Клайпеды лишь небольшой пролив, преодолеть который помогает постоянно курсирующий паром.

Если привлекательные зеленые российские городки Калининградской области, пока ещё не слишком заметные на европейской туристической карте, обслуживают преимущественно самих россиян и ностальгирующих по временам Мемеля и Кенигсберга (так в начале ХХ века назывались Клайпеда и Калининград) немцев, то упомянутая портовая Клайпеда сейчас прилагает титанические усилия, претендуя на важное место в круизных балтийских маршрутах. Городские власти, насколько смогли, восстановили и реставрировали кварталы старого города, ввели в оборот запоминающиеся городские символы в виде скульптуры сидящего на крыше веселого трубочиста или исполняющего желания каменного кота с человеческим лицом, занялись строительством новых зданий, ресторанов, кафе. Несмотря на все усилия, городу не всегда хватает туристического шарма и репутации, которыми, обладают, скажем, Вильнюс или Друскининкай, но работа идет. В комплекте с Куршской косой Клайпеда имеет шанс…

На самой же косе ничего и придумывать не надо, требуется только сохранить то, что подарила неожиданная на выдумки природа.

Хххххххххххххххххххх

DSCN8397 – Знаменитые дюны Куршской косы охраняются и оберегаются.

DSCN8464 – Добро пожаловать в Ниду.

DSCN8308 – Удобно ли ему там? Туристам, впрочем, нравится…

DSCN8314 – Клайпеду всеми силами приводят в привлекательный для круизных путешественников вид.