Нет, не старинная винодельня, по помещениям и подвалам которой проходят регулярные экскурсии, а огромное специально построенное здание по заказанному у модного архитектора проекту. Музей вина LOISIUM – в Нижней Австрии, которая на карте, между прочим, обнаруживается очень даже наверху, на самом севере страны. Нижней её прозвали из-за Дуная, поскольку располагается она ниже по течению, в отличие от Верхней Австрии, лежащей западнее, ближе к истокам этой реки, второй по длине в Европе после Волги.

Архитектурно-винные эксперименты

Места здесь самые «винные», винодельческие традиции очень давние, со  времён Древнего Рима, а виноградарство в этих краях, судя по археологическим находкам, практиковалось задолго до появления римлян. Так что музей, рядом с городком Лангенлойс, одним из австрийских центров виноделия, вполне на месте.

Музейное здание  — никакой архаики, современно и даже экстравагантно. Своим обликом оно обязано американскому архитектору Стивену Холлу. Тому самому, который спроектировал вызвавший множество споров музей современного искусства Kiasma в Хельсинки. Собственно говоря, благодаря Хельсинки, Стивена Холла в Австрию и пригласили. Cмешанная австро-финская супружеская пара Туула и Герхард Нидецки чрезвычайно вдохновилась обликом «Киасмы». Они и настояли на кандидатуре американского архитектора-новатора, когда появился замысел создать и профинансировать проект «Лоизиума» с их участием.

По замыслу Стивена Холла, знакомиться с винодельем следует на трех уровнях, задействованных в его сооружении: под землей — в подвалах, на земле — в центре для посетителей, и над землей, проживая в прилегающем к общему комплексу одноименном отеле, волею архитектора поднятым над первым стеклянным этажом.

 Экспонаты, экспонаты…

У австрийских виноделов имеется немало всякого для показа в музее: хорошего, очень хорошего и совсем нехорошего. Одна из главных достопримечательностей – старинные, почти тысячелетней давности подвалы, где и ныне хранится вино. Экскурсия по ним длится часа полтора и включает весьма красочные,  а порой и познавательные действа: световые шоу, иллюстрирующие процесс приготовления вина, реконструкцию некоторых звеньев производственной цепочки столетней давности, объемные хранилища с рядами винных бочек в благоприятнейшей для хранения атмосфере.

Водруженная на бочке скульптура кошки – дань уважения старому поверью, согласно которому именно те бочки, которые кошки выбирали в качестве любимого места отдыха, выделялись особо. Считалось, что кошки чувствовали температуру бродящего напитка и служили своеобразным индикатором самого сладкого вина, устраиваясь там, где теплее. Впрочем, имеется и иная версия появления кошки на бочке: слуги любили наведываться в подвал, втихую пропуская стаканчик-другой. Чтобы отпугнуть склонных к предрассудкам выпивох, хозяин поселил в хранилище черного кота. С тех пор его ассоциируют с лучшими винными бочками, которые он призван оберегать.

Выше, на наземных этажах музея располагается посетительский центр. В ассортименте дегустация вин и сувенирный магазин, в котором покупателям предлагают местную продукцию, как уверяют, по ценам винодельческих хозяйств — подразумевается стоимость ниже обычной розничной. При необходимости, знающий персонал и грамотные сомелье помогут покупателю выбрать из австрийских вин наиболее подходящие ему по вкусу.

Дегустация продолжается

По ходу экскурсии бросилось в глаза то, что основные коллекционные вина, представленные в закромах музея, несмотря на очень долгую историю местного виноделья, датируются всего лишь второй половиной 1950-х годов. Конечно, имеется кое-что и более раннего периода, но в сравнительно небольшом количестве, в ограниченном выборе и даже с некоторыми полными пробелами по годам. «Да, сохранившегося со времен Второй мировой войны действительно немного, — пояснила нам сотрудница музея, — Преобладающая часть того, что мы предлагаем, начинается с 1957 года, после того, как в 1955 закончилась советская оккупация Австрии, и войска отсюда ушли». В дальнейшие комментарии она вдаваться не стала, оставив нам догадываться: то ли причина в мародерстве или чрезмерно активном потреблении напитков иностранной армией, то ли в военных разрушениях и послевоенной экономической неурядице, то ли самое лучшее победители прихватили с собой… Справедливости ради следует напомнить, что виноделы крымской Массандры при нас по аналогичному поводу тоже самыми недобрыми словами упоминали войну и немецкую оккупацию Крыма.

В поделенной на сектора Австрии, между прочим, находились не только советские, но и оккупационные войска союзников: американцев, французов, британцев. Остается лишь поинтересоваться, в каком состоянии остались винные погреба в их зонах размещения…

Впрочем, не следует слишком зацикливаться на военных страстях, австрийские виноделы и в последующем попадали в очень непростые ситуации. Создав себе репутацию одного из самых надежных поставщиков изысканного и качественного вина, Австрия в 1985 году ошеломила партнеров так называемым «антифризовым» скандалом. Вот как его деликатно описывает знаток австрийского виноделия эксперт Петер Мозер: «Некий коварный химик, оказавшийся на виноторговой сцене, сделал роковое открытие, согласно которому вещество диэтиленгликоль при добавлении его в небольшом количестве к разбавленному вину провоцирует физиологически не обусловленную кислотность и внушительную фактуру на нёбе потребителя. Подлог стал возможен из-за того, что при существующих методах стандартного анализа ни „эксперты“, ни также авторитеты виноделия не смогли обнаружить примесь диэтиленгликоля в вине». Никому просто в голову не приходило искать какую-то добавку. Вино из страны экспортировали цистернами, полные масштабы махинации до сих пор остаются невыясненными. Когда афера раскрылась, её последствия ощутила на себе вся Австрия. Австрийские вина выливались на землю, бутылки выбрасывались, контракты на поставки разрывались. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы хоть как-то восстановить репутацию и из самого дешевого сегмента снова выбраться в разряд уважаемых.

Образцов химически модифицированного вина в «Лоизиуме» среди экспонатов мы не увидели. По вполне понятным причинам. Здесь сейчас предпочитают показывать то, что на данный момент олицетворяет лучшее в австрийском виноделии. Собственно говоря, именно с такой целью виноделы нижнеавстрийского региона Кампталь  и создавали уникальный музей. Здесь действительно есть о чем рассказать и чем гордиться. А с учетом поучительного опыта прошлого прежних ошибок уж точно никто не повторит.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

DSCN4430 – Архитектурный шедевр Стивена Холла среди виноградников. Фото: Любовь Мейнерт/UspehMedia

vinothek_5146 – В магазинчике LOISIUM вино, как уверяют, по цене производителя. Фото: LOISIUM

DSCN4440 – Тщательно сберегаемые коллекции. Фото: Любовь Мейнерт/UspehMedia

LOISIUM Hotel Innenhof – Отель по замыслу архитектора «вознесен над землей». Фото: Hauke Dressler/Loisium