Существует такое мнение: за лет, эдак, пять представления об увиденной стране, в которой в последующем уже бывать не приходилось, устаревают напрочь. В нынешние времена всё меняется так быстро, что старыми впечатлениями рекомендуется не слишком долго руководствоваться. На собственном опыте готов подтвердить сей тезис поездками в Таиланд, в который доводилось заглядывать, примерно, с пятилетними промежутками. И каждый раз страну открываешь словно заново. Но, пожалуй, нигде на моей памяти изменения не происходили столь разительно за кратчайший срок, как в Азербайджане.
«Эх, дороги…»
Пару лет назад дела приводили меня в Азербайджан аж целых три раза в течение одного года. Оставалось только удивляться изменению внешнего вида Баку буквально за несколько месяцев. Казалось бы, ещё совсем недавно от аэропорта имени Гейдара Алиева приходилось добираться до столичного центра по извилистым узким дорогам – и вот уже едешь по широкой гладенькой, с иголочки автостраде, которая быстро доводит до цели. Правда, злые языки поговаривают, что одна из причин столь высокого качества магистрали и завершения строительства за сравнительно короткий срок – близость к ней резиденции нынешнего бессменного (по итогам референдума 2009 года можно переизбираться неограниченное количество раз) главы государства Ильхама Алиева, сына бывшего президента Гейдара Алиева. Но факт остается фактом – дорога отличная. Как и ещё многие разъездные пути в самом Баку.
В какой-то момент столица Азербайджана напомнила мне гигантскую стройплощадку, и буквально на глазах город превратился в транспортный центр с намного более упорядоченной, чем раньше, дорожной сетью. Что, впрочем, мало отразилось на отчаянном стиле вождения темпераментных азербайджанских водителей.
Радости прогресса заметно тускнеют, когда из Баку выбираешься в каком-либо направлении вглубь страны. Не только потому, что дороги плохи, а потому, что там-то как раз их строят очень долго. О легендарной магистрали в северном направлении вдоль Каспийского моря нам рассказывали много всякого. Оппозиционеры и критики правительства не упускали случая подчеркнуть, в какую колоссальную сумму обошелся каждый километр этого шоссе. Впрочем, не нам судить, восток, как известно, дело тонкое.
Даже без строительных издержек, впечатлений на провинциальных дорогах Азербайджана хоть отбавляй. Любая остановка в пути воплощается в экзотическую иллюстрацию совсем иного, чем у нас, образа жизни, с какой бы стороны на него ни взглянуть. Привлекут ли внимание мухи, роящиеся над сырым, вывешенным тушами прямо на улице, мясом или душистые овощи, о вкусе которых в генетически модифицированной Европе массовый потребитель уже начинает забывать? Подозрительный tualet (так написано на вывеске) типа «сортир» или «Жигули», «под завязку» загруженные лепешками в ассортименте? Придорожный kabab соседствует с piraski по-азербайджански. Маленькие городки мелькают за окном автомобиля, оставляя в памяти терпкий аромат местной жизни…
У моря-озера
Если же всё-таки преодолеть требуемое расстояние и добраться до азербайджанских курортных районов на северо-востоке страны, поблизости от селения Набрань, то открываешь для себя малоизвестные нам доселе края, предназначенные для отдыха на Каспийском море. Само море не показалось ни слишком чистым, ни слишком гостеприимным. Пустынный, слегка захламленный пляж – впрочем, песчаный и довольно большой – без особых изысков по части обслуживания, но достаточно живописный, если вглядываться в каспийские дали, особенно на закате или восходе.
Основные прелести и радости тех мест, где мы оказались, обнаружились в коттеджном отеле Malibu в полукилометре от озерной кромки. Каспий, как вы помните, только называется морем, на деле представляет собой самое большое в мире озеро. Местный Malibu – это целый комплекс, включающий отдельно стоящие домики-коттеджи, некое фундаментальное строение, представляющее собой то ли дом культуры, то ли деловой центр, в зависимости от того, что в нем происходит, бассейны, фитнес-клуб, спортивные площадки, столовую на открытом воздухе под навесом и подразумевающие бар столики, разбросанные вдоль ручья в тени кустов и деревьев или стоящие поблизости от мест купания. Большую столовую, как нам объяснили, при необходимости с легкостью переделывают в бильярдный зал, да и танцплощадка там получилась бы неплохая. В общем, развлечения по потребности: и для тела, и для души, и для желудка… Привычного для фешенебельных мировых курортов лоска здесь, пожалуй, недостаточно, но всё чистенько, уютненько, с экологически полезными, как можно предполагать, местными продуктами.
А если ещё немного оглянуться по сторонам, то выясняется, что мы оказались в таком природном уголке, который во всех отношениях подпадает под категорию заповедного. Тут вам и реликтовые леса, и расхваленный умеренный климат, и сероводородные источники, и разнообразный сохранившийся животный мир…
Вспоминают, что в советские времена курортный район Набрани пользовался всесоюзной славой. Вероятно, в новой жизни ему ничего не мешает обрести репутацию в мировом масштабе – конечно в том случае, когда туда будут вести настоящие автострады. А вдоль дороги построят комфортабельные отели и уютные рестораны с барами и евротуалетами.
Хххххххххххххххххххххххх
info@uspeh.eu
DSCN9641 – Перевозка хлеба для собственной семьи или на продажу? Гигиенично, просто, удобно…
DSCN9662 – Переходный этап перед созданием автострады европейского типа.
DSCN9653 – Придорожный пункт общественного питания: в меню kabab, qutab (кутабы) и piraski. DSCN9698 – Цветущее и заманчивое место отдыха у Каспийского моря.