Место действия: королевство Иордания, отель Kempinski Ishtar Dead Sea. Цель: купание в целебных водах Мертвого моря.
Около самой кромки воды, где берег чуть возвышался, выдаваясь между двумя спусками к пляжу, в продолговатых деревянных чанах отсвечивала в солнечных лучах иссиня-черная грязь. Лежала она здесь не просто так. Лощеные постояльцы отеля азартно обмазывались ею от макушек до пяток, превращаясь в необычное чернокожее племя. А потом отмывали своё тело в водах одного из самых соленых озер в мире.
Древние чудеса
Справочники убеждают, что при проектировании отеля IshtarKempinski на берегу Мертвого моря была предпринята попытка воссоздать знаменитые вавилонские висячие сады Семирамиды. Если спускающиеся к морю по склону горы террасы с бассейнами в обрамлении пальмовых аллей действительно являются подражанием одному из чудес света, то ничего особо выдающегося в таком чуде в глаза не бросилось. Конечно, очень красиво, конечно, роскошно, но что уж тут чудесного? То ли наш глаз уже «замылился» от обилия увиденных чудес и недостаточно восторженно воспринимает различные архитектурные изощрения, поражавшие древних; то ли воспроизведение в данном случае оказалось не столь многогранным, как давно исчезнувший легендарный вавилонский оригинал…
Впрочем, чудеса бывают разные. Если не задерживаться на якобы вавилонских садах, а спуститься вниз к берегу, то здесь уж точно найдется чему удивляться – это озеро, получившее название Мертвого моря. Ему дивились люди на протяжении тысячелетий. Здесь возникли одни из самых первых, известных историкам, древних курортов – ещё во времена иудейского царя Ирода I Великого. Отсюда брали компоненты для бальзамирования египетских мумий. Наконец, добытые из Мертвого моря полезные вещества использовались при производстве женской косметики. Но не из-за неё же это старейшее в мире природное спа привлекло внимание Ирода Великого? Или он тоже приезжал сюда грязью обмазываться?
Ниже некуда
О Мертвом море за многие века рассказано немало. Непременно напомнят, что расположено оно на 422 метра ниже уровня моря, и больше на Земле аналогичного места нет. Озеро относится к числу самых соленых в мире, в нем невозможно утонуть – человеческое тело держится на поверхности воды без каких-либо усилий. Пожалуйста, лежи, и хоть газету читай.Только, не дай Бог, хлебнуть такой сверхсоленой водички. Потом долго придется откашливаться и приходить в себя. Или, если вода в глаз попадет… Поэтому любое движение в Мертвом море лучше делать осторожно, тщательно сохраняя равновесие. Поговаривают, правда, что встречаются уникумы, которые в нем даже плавать умудряются – и ничего. Но мне таких встретить не довелось. Зато видеть, как человек, выскочив из воды, поспешно бежит под душ глаза промывать, время от времени приходилось. Но даже такие побочные неприятности не способны отвадить от купания в Мертвом море ради уникальных ощущений, не говоря уже о массовом убеждении в пользе подобного рода соленых ванн для тела.
Подобраться к легендарному озеру можно с территории двух соседних, очень разных по образу жизни стран: Израиля и Иордании. У каждой из них свой берег – восточный иорданский и западный израильский. На каждом имеется специально отведенное место для группы люкс-отелей, где предусмотрено всё необходимое и для купания, и для лечения. Мне лично показалось, что при выборе курорта на Мертвом море преимущества остаются за иорданской стороной.
С поправкой на бакшиш
Во-первых, в Иордании намного красочнее дорога, которая ведет вдоль Мертвого моря. Не случайно же её назвали Королевской автострадой. Как и на противоположном берегу, местность здесь тоже подпадает под определение пустыня, но она гораздо более холмистая. Бледно коричневые горы с серпантином асфальтовой ленты складываются в калейдоскопический пейзаж, заслуживающий того, чтобы им любоваться – в отличие от однообразия плоской пустынной равнины.
Во-вторых, к туристам иорданцы относятся, скажем так, с большей увлеченностью, чем израильтяне. Поэтому и сервис обычно получше. Если, конечно, суметь справиться с такими особенностями арабского обслуживания, как необходимость торговаться, и постоянно иметь в виду, что к договоренной сумме, например, за такси на большое расстояние между городами обязательно надо что-нибудь добавить. С печалью во взоре водитель пожалуется, что установленная плата предназначалась владельцу машины, а он сам – водитель – всего лишь наемный работник, заработок которого сводится исключительно к чаевым.
Прибегать к услугам таксистов приходится неминуемо. Добраться из столицы Иордании Аммана до вожделенных отелей на Мертвом море иначе, как на такси, представляется практически невозможным. Если и есть какой-то экзотический общественный транспорт, то разобраться с ним сразу никак не удается. Да и не предполагается, что в дорогой отель кто-то в Иордании может прийти пешком. Впрочем, цены у таксистов более или менее разумные – преодолеть солидное расстояние между двумя городками на хорошем автомобиле с кондиционером порой обходится в такую же сумму, сколько стоит, например, в Хельсинки проезд на такси от центра города до аэропорта Вантаа.
Прямо в грязь Конечная цель, несомненно, оправдывает приложенные усилия. Где ещё найдешь такое вдохновляющее сочетание сразу нескольких важнейших составляющих: древней истории этих мест, уникальной географической точки на земном шаре и целительных свойств воды (соленой), земли (грязи) и воздуха (воздух, как уверяют специалисты, здесь особенно богат кислородом)? Что уж тут удивительного, если всех приехавших охватывает общее стремление поскорее спуститься к воде, обмазаться грязью и погрузиться в соленое Мертвое море.