Постучать по дереву, поиграть со светом…

Habitare – место, где финские дизайнеры и мебельщики дают волю своей фантазии, настолько безудержной, насколько на то способны рационально-новаторские финны. Ежегодная выставка всего, что связано с интерьером жилых помещений, в сентябре прошла в Хельсинки в 27-ой раз, удачно дополнив проходившую в то же время в городе неделю дизайна.

Финны вообще претендуют на некое признанное лидерство в дизайнерском деле. Наследие Алвара Аалто, городские дизайн-кварталы со специальными туристическими маршрутами, двухгодичное звание столицы дизайна, присвоенное Хельсинки в 2012 году, и прочие выдающиеся достижения им позволяют видеть себя в первых рядах законодателей мировых трендов.

Один из важных показательных смотров, демонстрация новых и старых идей – выставка Habitare. Чем же нас пытались поразить не сей раз? Несколько самых общих наблюдений, не вникая в детали…

Черно-белая цветовая гамма остается в моде. На Habitare, впрочем, она не столь навязчива, как, например, на прошедшей в июле жилищной выставке Asuntomessut в финском городе Сейняйоки. Оно и понятно: на Asuntomessut интерьер заказывал покупатель, подверженный модному веянию. И поэтому иногда казалось, что ходишь по одному и тому же дому, настолько в соответствии с общепринятым трендом однотипно были оформлены многие жилые помещения. На выставке же Habitare дизайнеры имели гораздо больше возможностей «включать воображение», вкрапляя в черно-белую палитру яркие – порой даже очень яркие – цветовые пятна. Но пятна на всё-таки доминирующем черно-белом фоне. 

Порою мебель приобретает самые неожиданные очертания. Кресло, которое со стороны выглядит хаотичным комком из ткани и деревянных планок, извилистые очертания столов и стульев – полный набор кошмаров абстракционистов в бытовом интерьере.

Спрос на ретро продиктован потребителем или производителем? Угловатая конструктивистская мебель 1960-х — как напоминание об эпохе секционных шкафов и складных столиков, не говоря уже о более раннем периоде с корнями в 1930-х…

Простота и даже некоторая грубоватость народных домашних поделок явно восхищает дизайнеров. А дерево как исходный материал – иногда в нарочито упрощенной обработке – возвращает нас к «природной» среде.

Дает о себе знать и эко-сберегающая тенденция: экономно и практично не выбрасывать в мусор все подряд, а сотворить из неожиданных элементов нестандартную деталь интерьера. Мысль не нова, но чем не поле для дизайнерских инноваций? Занавески из бутылочных колпачков, а сами бутылки – рабочий материал для светильников; поддоны в качестве мебельных подставок; груда разнообразных тряпочных лоскутов, преобразованная в лежанку… Грань между художественным шедевром, достойным музея современного искусства, и бытовым предметом новомодного дизайна выглядит очень невнятной. Ведь так просто из кучи устаревших телефонных справочников создать какую-нибудь декоративно-бумажную беседку. Благо, материал всегда под рукой и ничего не стоит.

В общем, если нужны идеи, Habitare с готовность покажет, что можно применить с пользой для дела, а что уж совсем никуда в вашем жилье или офисе не вписывается…

Xxxxxxxxxxxxxxx

ФОТО:

Вверху в середине (две дамы с матрацем)

«Расцветка и рисунок на ткани именно такие, какие в последние годы в изобилии встречаются в модных финских домах.»

Справа вверху (фото с пестрыми трубами)

«Не следует торопиться выбрасывать на помойку отходы и мусор после ремонта. На стыке бытового дизайна и поп-арта из бросового материала рождается очередной художественный шедевр.»

Внизу слева (диван с подушками)

«Мягкая мебель по канонам 2016 года. Важную роль играют подушки в разных модификациях. Иногда они разрастаются до размеров кресла, а то и лежанки.»

Фото внизу (красное кресло)

«Мебель приобретает разные очертания от более или менее привычных и традиционно узнаваемых до самых невероятных. Компромисс? Почему бы и нет – в умеренно новаторских формах.»

Справа по центру (нечто, похожее на круглое белое кресло)

«Один из многих образцов «сиденья нового типа», представленных на выставке. Некоторые из них оказываются на удивление даже удобными. И тогда появляется повод воспринимать такую мебель не только как дизайнерскую вычурность исключительно ради оригинальности, но и по прямому назначению: на этом предмете мебельного гарнитура, судя по первым впечатлениям, можно нормально сидеть.»

Внизу справа (разноцветный полукруглый диван с подушками)

«Пестро и броско. Иногда модные черно-бело-серые сочетания уступают место иной и даже весьма разнообразной цветовой гамме.»

В центре (полка)

«Соединение материалов в деталях интерьера, предназначенных одновременно и для утилитарного использования, и в качестве украшения, позволяют добиваться лаконичности и простоты в формах изделий.»

Справа (люстра из пустых бутылок)

«Безотходное производство. Пустые бутылки на выброс? А люстру из них не желаете? Современные дизайнеры готовы творить из всего, что под рукою!»